Этот небольшой катехизис представляет собой краткое изложение книги Руководство для человека доброй воли по практике мысленной молитвы (Guide of the Man of Good Will in the Exercise of Mental Prayer) того же автора.
Цель его публикации - помочь, особенно молодым людям, понять, что такое мысленная молитва и как правильно её творить. Катехизис отвечает на эти вопросы предельно ясно и просто.
Хотя сама книга в равной мере предназначена как для группового, так и для индивидуального изучения, в данной её форме она будет особенно полезна для новициев (послушников), семинаристов и для всех, кто желает приобщиться к практике монашеской жизни.
Да благословит Господь обильно этот небольшой труд с тем, чтобы он послужил успешному освоению мысленной молитвы. Да призрит на труды всех, обратившихся к изучению этих страниц, милостивая Царица Небесная, покровительствующая преданным Ей душам; да просветит их помыслы в стремлении возрастать в любви к Ней и Её Божественному Сыну.
§ 1. Сущность мысленной молитвы
1. Что такое молитва?
Молитва - это возношение нашей души к Богу с целью засвидетельствовать наше благоговение пред Ним.
2. Когда душа возносится к Богу?
Душа возносится к Богу, когда думает о Нём, любит Его и беседует с Ним.
3. Каковы суть виды благоговения пред Богом?
О своём благоговении пред Богом мы свидетельствуем поклоняясь Ему; умоляя Его о прощении наших прегрешений; благодаря Его за совершённые благодеяния и испрашивая Его милостей.
4. Сколько существует видов молитвы?
Существует два вида молитвы: устная и мысленная.
5. Что понимается под устной молитвой?
Под устной молитвой понимается любая молитва, совершаемая по заданной формуле.
6. Почему такие молитвы называются устными?
Они называются так потому, что обычно совершаются вслух.
7. Что понимается под мысленной молитвой?
Под мысленной или «умной» молитвой понимается всякая молитва, совершаемая без опоры на какую-либо формулу.
8. Почему такой вид молитвы называется мысленной молитвой?
Потому что такая молитва творится в уме, и, как правило, не имеет вербального выражения.
9. Как обычно называют мысленную молитву?
Обычно её называют медитацией.
10. Что является сущностью мысленной молитвы?
По сути мысленная молитва состоит в размышлении о Боге или благочестивых вещах с целью засвидетельствовать наше благоговение пред Ним. Итак, всякая благочестивая мысль, всякое благочестивое желание являются мысленной молитвой.
11. Дайте более полное определение мысленной молитвы.
Мысленная молитва - это благочестивое общение души с Богом посредством рассуждений, переживаний и принятия решений. Её цель - помочь нам возрастать в богопознании, в любви к Богу, в служении Ему, а также содействовать познанию самих себя и усердному исполнению нами своих обязанностей. Следовательно на практике - это искусство становиться лучше.
§ 2. Необходимость и достоинства мысленной молитвы
12. Необходима ли мысленная молитва?
Мысленная молитва, в сущности, небходима каждому христианину, который хочет спастись.
13. Объясните, в чём состоит эта необходимость.
Во-первых, каждый христианин обязан молиться; молиться же, не вдумываясь в то, что произносится, а следовательно не медитируя, невозможно.
Во-вторых, без медитации христианин не может вникнуть в суть своих проблем, а значит, молится небрежно. Таким образом, в целом, медитация необходима ему так же, как и молитва.
14. Какие ещё доводы вы можете привести в пользу этой неоходимости?
Без медитации всё происходит механически, и эта механистичность шаг за шагом ведёт к оскудению мысли, духовной слепоте и нечувствию. По слову Святого Духа, «Земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу» (Иер 12, 11)
15. Вменяется ли практика мысленной молитвы в обязанность монашествующим?
Да. Во-первых, потому что без мысленной молитвы невозможно совершенствование, к которому монах обязан постоянно стремиться.
Во-вторых, потому что спасение душ совершается прежде всего благодатью, а благодать стяжается, главным образом, в молитве.
В-третьих, потому что Господь наш, пришедший на землю спасения нашего ради, уделял намного больше времени молитве, чем проповеди.
В-четвёртых, потому что апостолы отрешились от всех других дел ради того, чтобы посвятить себя исключительно молитве и служению слова (Деян 6, 4).
В-пятых, потому что те благовестники, которые привели наибольшее число душ к Богу, отличались приверженностью к мысленyой молитве.
17. Обладает ли мысленная молитва какие-либо особыми достоинствами?
Да, мысленная молитва превосходит другие виды молитвы не просто потому, что она необходима, но в силу особых преимуществ, а также потому, что творящие её удостаиваются величайшей чести.
18. Назовите некоторые из преимуществ мысленной молитвы.
Благодаря тем свету и силе, которыми мысленная молитва наделяет нас, она:
19. Почему мысленная молитва является особой честью для нас?
Потому что во время мысленно творимой молитвы мы удостаиваемся аудиенции, но не с монархом, не с кем-либо из земных владык, а с самим Богом.
§ 3. Простота мысленной молитвы
20. Является ли мысленная молитва простой?
Да, мысленная молитва проста, независимо от того, рассматриваем ли мы её со стороны Бога или со стороны человека.
21. Поясните, почему медитация проста с точки зрения участия в ней Бога?
Поскольку медитация необходима каждому, то Бог непременно устроит так, чтобы творить такую молитву было просто, ибо только то, что просто, может совершаться всеми людьми.
22. Поясните, почему медитация проста с точки зрения человека, её совершающего.
Творить мысленную молитву - это значит с помощью благодати обращаться к добрым мыслям, в простоте сердца выражать веру, надежду, любовь, доверие Богу и смирение пред Ним, раскаиваться и принимать твёрдое решение исправиться, просить и т.д. Кто стал бы утверждать, что это нечто трудное?
23. Возникают ли при совершении мысленной молитвы какие-либо трудности?
В практике мысленной молитвы возникают трудности, как и во всяком труде, в любом сражении добродетели с пороком.
24. Откуда эти трудности исходят?
Они исходят:
25. Что же в таком случае необходимо для того, чтобы хорошо творить мысленную молитву?
Необходимо искренне желать этого, т.е. мы должны истинно предаться мысленной молитве и неустанно молить о благодати Божией.
26. По каким признакам можно судить, что мы творим мысленную молитву хорошо?
Дерево познаётся по своим плодам; так и мы можем судить о нашей медитации по её результатам.
27. Какие плоды даёт хорошая медитация?
Она приводит к большему усердию в исполнении человеком своих обязанностей, особенно к возрастанию в смирении - матери всех добродетелей, послушании - их хранителе и милосердии - их царице.
§ 1. Общая подготовка
28. На какие части делится мысленная молитва?
Мысленная молитва состоит из:
29. Чем вы объясните такое деление?
Мысленную молитву правильно называют встречей с Богом, а любая встреча должна проходить в несколько этапов. Необходимо:
30. Сколько существует видов подготовки?
Существуют три вида подготовки: общая, ближняя и непосредственная.
31. В чём сосотоит общая подготовка к мысленной молитве?
Общая подготовка заключается в устранении препятствий, создаваемых нашей повседневной жизнью, которые мешают нам хорошо медитировать и тем самым быть расположенными к этой благочестивой практике.
32. Какие основные препятствия мешают нам хорошо творить мысленную молитву?
Это: рассеянность и нарушение молчания, привязанность ко греху и рабское подчинение чувствам и страстям.
33. Какие меры следует применять для устранения этих препятствий?
Это следующие меры:
а) сосредоточенность и молчание;
б) чистота сердца, котрая состоит в отчуждённости от всякого сознательного греха;
в) внешнее и внутреннее умерщвление.
34. Какие основные акты общей подготовки благоприятствуют мысленной молитве?
Постоянное памятование о присутствии Божием, соблюдение чистоты намерений и частые молитвенные воздыхания.
§ 2. Ближняя подготовка
35. В чём состоит ближняя подготовка?
Она состоит, главным образом, в том, чтобы:
36. Весьма ли необходима ближняя подготовка?
Да, она весьма необходима по двум причинам:
во-первых, потому что мы проявили бы недостаточно уважения к Богу, явившись пред Ним и не зная темы разговора, который мы собираемя вести;
во-вторых, потому что без такой подготовки нам угрожает опасность запутаться в блужданиях нашего разума.
37. Как следует выбирать тему мысленной молитвы?
Тема должна выбираться в соответствии с потребностям нашей души, благодатным воздействием и с учётом советов нашего духовного руководителя.
38. Разве не существуют определённые темы, к которым полезно периодически возвращаться во время медитации?
Да, полезно периодически медитировать на тему великих спасительных истин, особенно о последних и приснопамятных вещах человека, о жизни и страстях нашего Господа, о добродетелях и славе Пречистой Девы.
39. Полезно ли периодически медитировать на одну и ту же тему?
Да, полезно периодически медитировать на те темы, которые оказывают на нас глубокое воздействие и подвигают нас к принятию серьёзных решений.
40. Не следует ли в таком случае выбирать в качестве темы ту, которая предлагается на общинном чтении?
Это необязательно. Когда тема, предлагаемая на общинном чтении, нам не подходит, можно выбрать другую, в этом случае, как правило, лучше вернуться к теме, по которой уже проводилась медитация.
41. Когда обычно происходит выбор темы?
Выбор темы для утренней медитации обычно происходит после вечерней молитвы; тема вечерней медитации выбирается в какие-нибудь свободные от дел моменты в течении дня, во время посещения Святых Даров или чтения духовных книг. Важно, чтобы у каждого нашлось время для того, чтобы сделать этот выбор.
42. Что ещё входит в ближнюю подготовку?
Ближняя подготовка также включает в себя определение точного времени и места проведения медитации.
§ 3. Непосредственная подготовка.
43. В чём заключается непосредственная подготовка?
Непосредственная подготовка, которую можно назвать введением в присутствие Божие, включает:
а) призывание Святого Духа, Пресвятой Девы Марии и Ангела-Хранителя, который является нашим водителем;
б) акт веры в присутствие Божие и единения с нашим Господом;
в) другие акты, проистекающие из выражения веры, такие, как: акт смирения, доверия, раскаяния и т.п.
44. Весьма ли важно совершить акт веры в присутствие Божие?
Да, это весьма важный акт непосредственной подготовки; пренебрегая им, мы создаём предпосылки для совершения плохой медитации.
45. Труден ли этот акт веры?
Нет, потому что для его достойного совершения не требуется ничего, кроме памятования о действительности, ибо Бог пребывает везде. Не требуется никаких усилий воображения. Выразить свою веру особенно нетрудно в присутствии Святых Даров.
46. Всегда ли акт веры совершается одинаково?
Нет, возможны варианты в соответствии с теми свойствами Бога, на которых мы сосредотачиваемся, а также в соответствии с состоянием нашей души и целью, которой мы задаёмся в мысленной молитве.
47. О каких же четырёх свойствах Бога можно размышлять во время мысленной молитвы?
Мы можем рассматривать Бога:
а) как нашего Создателя, чтобы поклоняться Ему в глубоком смирении;
б) как нашего Спасителя и Судию, чтобы просить у Него прощения за наши прегрешения;
в) как Подателя благ, чтобы благодарить Его;
г) прежде всего, как нашего Отца, чтобы обращаться к Нему с полным сыновним доверием.
48. Необходимо ли совершать все вышеупомянутые акты при каждой медитации?
Нет, сначала нужно сосредоточиться на одном акте, а затем - на другом, в соответствии с благодатными порывами. Однако, никогда нельзя опускать акт веры в присутствие Божие, также, как и акты поклонения, смирения и доверия.
49. Должны ли мы при совершении этих актов всегда пользоваться хранящимися в памяти формулами?
Хорошо, если эти акты совершаются именно так, но ещё лучше совершать их по возможности спонтанно и от всего сердца.
50. Сколько времени нужно уделять этим актам?
Обычно они должны занимать всего несколько минут, однако, когда душа испытывает к этому особое расположение, они могут быть продлены и занимать почти столько же времени, сколько занимает вся медитация.
51. Какую позу следует принимать во время медитации?
Полагается преклонять колени при обращении к Богу, но если эта поза становится чрезмерно утомительной, можно принять другую, при условии, что она будет выражать почтение.
§ 1. Главные акты, совершаемые во время основной части мысленной молитвы
52. Что собой представляет основная часть мысленной молитвы?
Основная часть мысленной молитвы - это, в собственном смысле слова, беседа души с Богом.
53. Как начинается эта беседа?
В уме вспоминаются предмет и цель встречи, т.е. тема мысленной молитвы и результат, который мы хотим извлечь из неё; эти компоненты часто называются первой и второй прелюдией.
54. Стоит ли разбивать тему на несколько пунктов?
Да, так мы можем лучше понять и запомнить её, чем если бы изучали её в целом.
55. Должны ли мы строго придерживаться деления темы на пункты, предлагаемого в книгах для медитации?
Нет, это не обязательно. Мы можем избрать любое другое подходящее для нас деление на пункты, более соответствующее складу нашего ума или тому результату, который мы хотим извлечь из медитации.
56. Сколько времени следует отводить на каждый пункт?
Столько, сколько душа может заниматься им с пользой для себя.
57. Должны ли мы медитировать по всем пунктам?
Нет, это не обязательно; мы можем остановиться только на одном пункте, если этого достаточно, чтобы занять душу на всё время проведения медитации.
58. Какие способности души включаются в работу во время мысленной молитвы?
В медитацию могут быть вовлечены все способности нашей души; но принято соотносить все акты мысленно творимой молитвы с умом, сердцем и волей.
59. Как называются действия этих трёх основных способностей?
Действия, производимые во время мысленной молитвы умом, сердцем и волей, называются, соответственно, рассуждениями, переживаниями и принятием решений.
§ 2. Рассуждения
60. Что подразумевается под рассуждениями?
Под рассуждениями подразумеваются благочестивые размышления, совершаемые во время мысленной молитвы при помощи разума, направляемого светом веры.
61. Что значит «медитировать в свете веры»?
Это означает делать истины веры правилом наших мыслей, суждений, оценок и определений.
62. Почему необходимо медитировать именно в свете веры?
По двум главным причинам:
а) только вера может безошибочно учить всему, что нам важно знать;
б) свет веры воздействует одновременно на ум, сердце и волю.
63. Допустимо ли во время медитации пренебрегать светом разума?
Нет, потому что наш разум - это естественный дар, которым наделил нас Бог, чтобы открыть нам нашу обязанность.
64. Какова цель рассуждений?
Цель, которую мы ставим себе в рассуждениях, состоит в том, чтобы понять тему нашей медитации, отчётливо проникнуться ею и сделать практические выводы.
65. Важны ли в таком случае рассуждения?
Да, они очень важны, потому что весьма укрепляют наши убеждения, и, следовательно, прокладывают путь для принятия хороших решений.
66. Способен ли к рассуждениям каждый?
Да, потому что даже самый необразованный ум способен рассуждать.
67. Протекают ли рассуждения всегда в одной и той же форме?
Нет, они совершаются по-разному, в зависимости от того, является ли тема мысленной молитвы истиной веры (напр., место нашего пребывания после смерти - рай или ад) или каким-либо событием (напр., крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа).
68. Как поступать в случае, когда темой медитации является какая-либо истина веры?
а) Нам следует сосредоточить своё внимание на провозглашённой истине.
б) Мы должны стремиться понять её смысл, размышляя над словами, её выражающими, отграничивая эту истину от других, сравнивая, делая выводы, стараясь охватить её объём, необходимость и заключённые в ней преимущества.
в) Мы дожны стремиться извлечь из неё уроки.
69. Что мы должны делать, когда истина становится более ясной нашему уму?
По мере того, как истина становится более ясной нашему уму, мы должны вновь совершать акты веры, подобные, например, следующему: «Боже, я верю, что это - истина, но укрепи мою веру, помоги мне глубже проникнуться ею».
70. Полезно ли также изучать провозглашённые истины о жизни Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и святых?
Да, это весьма полезно, ибо наш Господь - образец всякой святости, а Пресвятая Дева Мария и святые - истинные подобия Божественного Первообраза. Мы можем задавать себе вопросы, например,такие: «Что думали и как поступали, исходя из этой истины, наш Спаситель, Пресвятая Дева Мария и святые?», «Чем моё поведение отличается от их поведения?».
71. Что ещё нужно делать для того, чтобы соотносить истины веры с жизнью?
В связи с этой истиной мы должны рассмотреть, каким было наше поведение в прошлом, каково оно сейчас и каким должно быть. При этом полезно задавать себе вопросы, подобные следующим: «Твёрдо ли я придерживаюсь данного учения?» - «Было ли оно критерием моих оценок и правилом поведения в прошлом?» - «Расположен(а) ли я в настоящее время к тому, чтобы сделать его правилом своего поведения?» - «Что бы в этом случае сделала погибшая душа, если бы могла вернуться к жизни?» - «Что посоветовал бы мне сделать святой?» - «Как я хотел бы поступить в час смерти?»
72. Полезно ли делать особый упор на мотивах, которые должны подвигать нас к воплощению в жизнь максимы или истины, являвшейся предметом нашей медитации?
Да, это весьма полезно, ибо чем глубже мы вникаем в эти мотивы, тем настойчивее наша воля склоняется к принятию действенных решений.
73. Как следует поступать, если темой мысленной молитвы является фактическое событие?
а) Нам следует с помощью воображения представить себя наблюдающими за происходящим, рассматривающими место и участников события, внимающими всему, что говорится, и участвующими во всём, что совершается.
б) Мы должны стремиться постичь смысл услышанного и увиденного с помощью воображения.
в) Нам следует стремиться извлечь уроки из этого события.
74. Как совершается медитация, если темой мысленной молитвы является добродетель?
Поскольку добродетель есть ни что иное, как истина веры в её практической реализации, то медитация на тему добродетели проводится таким же образом, как и медитация на тему какой-либо истины.
75. Какие опасности нужно предвидеть, чтобы избегать их при рассуждениях?
Это, главным образом, три опасности:
а) такая настроенность ума, при которой медитация из молитвы превращается в исследование;
б) погоня за утончёнными и чисто теоретическими рассуждениями;
в) лень, будь её причиной разочарование, отвращение, усталость или что-либо ещё.
§ 3. Переживания
76. Что понимается под переживаниями?
Под переживаниями понимаются добрые чувства, которые испытывает сердце во время медитации и которые побуждают волю к принятию хороших решений.
77. Сколько существует видов переживаний?
Существует два вида переживаний: спонтанные и сознательно вызванные.
78. Какие перживания являются спонтанными?
Это преживания, которые возникают сами по себе, к которым не стремятся.
79. Какие переживания являются сознательно вызванными?
Это переживания, вызываемые размышлением.
80. Приведите примеры разных типов переживаний.
а) Переживания смирения, страха, сокрушения и благодарности. Такие переживания, в основном, связаны с прошлым.
б) Переживания страсти, любви и священного трепета. Такие переживания, в основном, связаны с настоящим.
в) Переживания надежды, уверенности, покорности святой воле Божьей. Они связаны с благими обетованиями и касаются, в основном, будущего.
81. Что именно понимается под воззваниями?
Под воззваниями понимаются молитвенные воздыхания и прошения разного рода, с которыми мы обращаемся к Богу во время медитации.
82. Можем ли мы взывать к Богу от имени кого-либо другого?
Не только можем, но и должны: от имени Церкви, сообщества, к которому мы принадлежим, от имени тех, чьи заботы живут в нашем сердце, например, от имени членов нашей общины, наших учеников, родителей.
83. Следует ли обращаться ко всем видам переживаний без различия?
Нет, полезнее придерживаться тех переживаний, на которые нас вдохновляет Бог, которые соотносятся с нашими нуждами или естественно вытекают из темы нашей медитации.
84. Всегда ли мы можем во время медитации вызывать переживания волевым усилием?
Да, всегда, даже в периоды сухости и оставленности, поскольку во время медитации переживаниями являются обычные желания, чувство сожаления, просьбы и воззвания, т.е. действия, в которых значительная роль отводится воле; человек же всегда властен над своей волей.
85. Должны ли переживания занимать в медитировании особое место?
Да, переживания, особенно связанные с воззваниями, как правило, должны занимать в медитации довольно много времени. Мысленная молитва творится в большей степени сердцем и волей, нежели разумом.
86. Назовите простое средство, с помощью которого можно вызвать переживания.
Простое средство вызвать в душе переживания - это взывать и обращаться к Богу, Пресвятой Деве Марии и святым в такой же форме, в какой мы обращаемся к отцу, матери или друзьям, когда находимся в их присутствии.
87. Как следует относиться к определённым чувственным переживаниям, которые иногда мы можем испытывать во время медитации?
Часто это милости и воодушевление, которые Бог дарует нам в помощь, чтобы мысленная молитва совершалась лучше; но такие переживания и утешения не зависят от нашей воли, и, кроме того, сами по себе они необязательны и не даются в награду за заслуги. Мы можем прекрасно медитировать, не испытывая ни малейшего утешения. (В этом контексте понятие «чувственный» означает связь с чувствами, а не с чувственностью, - прим. перев.); выражение «чувственные переживания» относится к деликатным чувствам).
88. Следует ли нам относиться к определённым чувственным переживаниям с недоверием?
Да, к таким переживаниям относятся те, которые происходят от плотской чувственности, и поэтому они не ведут к принятию хороших решений. Такие переживания легко вводят в заблуждение.
§ 4. Принятие решений.
89. Что понимается под принятием решений?
Под принятием решений понимается твёрдое намерение воли избегать греха и упражняться в добродетели.
90. Важно ли принимать решения?
Да, потому что они составляют главный плод мысленной молитвы; без них это духовное упражнение оставалось бы пустым занятием.
91. Как преуспеть в принятии хороших решений?
Посредством благочестивых рассуждений и переживаний; они естественно приводят к принятию хороших решений - ум воспринимает доброе, сердце устремляется к нему и, наконец, воля, при помощи благодати, принимает решение творить добро.
92. Полезно ли во время медитации какое-то время отводить исключительно принятию решений?
Да, хотя принятие решений, в принципе, предполагается в процессе рассуждений и переживаний, и решения могут определяться, по крайней мере, в общем виде в ходе медитации, всё же полезно и даже необходимо отводить некоторое время исключительно на принятие решений, чтобы придать им больше силы и чёткости.
93. Не происходит ли принятие решений также благодаря благодати?
Несомненно, поскольку именно Бог производит в нас добрые мысли и благочестивые переживания, и не только их, но и « хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2, 13). Для принятия хороших решений, следовательно, нужно усиленно и горячо призывать Господа, Пресвятую Деву Марию и своего Ангела-Хранителя.
94. Должны ли мы принимать решения, которые иногда приводятся в книгах для медитации?
Нет, это не обязательно, ибо эти решения не всегда могут быть самыми полезными в нашем конкретном случае.
95. Какими свойствами должны обладать наши решения, чтобы они могли быть реально полезными?
Чтобы быть реально полезными, наши решения должны быть:
а) конкретными, а не размытыми и общими;
б) практическими, а теоретическими;
в) личными, т.е. связанными с нашими обязанностями, желаниями, склонностями и особенно с тем, к чему мы главным образом тяготеем;
г) ближайшими, т.е. без расчёта на отдалённое будущее;
д) твёрдыми;
е) неустанными, т.е. постоянно возобновляемыми до получения удовлетворительного результата.
96. Наконец, на какую общую цель должны быть направлены все решения?
Они должны быть направлены на исполнение святой воли Божьей. Мы можем постичь истинную мудрость, совершенство и счастье, согласуя свою волю с Его пресвятой волей.
§ 5. Порядок и связь этих актов
97. В каком порядке совершаются рассуждения, переживания и принятие решений?
Обычно порядок таков: рассуждения - переживания - принятие решений.
98. Должны ли мы всегда строго придерживаться этого порядка?
Нет, потому что иногда переживания возникают сами, до рассуждений, а решение принимается до переживаний. В таких случаях мы должны следовать веянию или воздействию божественной благодати.
99. Какое важное наблюдение можно сделать в связи с этим?
Во время мысленной молитвы рассуждения, переживания и принятие решений могут либо следовать друг за другом, либо чередоваться в различном порядке. В беседе с Богом душе должно быть позволено действовать совершенно свободно и просто. Она должна задерживаться на любой из частей мысленной молитвы столько, сколько посчитает нужным: сегодня - дольше на рассуждениях, завтра - уделяя больше времени переживаниям, послезавтра - принятию практических решений. Всё зависит от движений благодати и предпосылок, определяющих состояние души в данный момент.
100. Как называют мысленную молитву в зависимости от преобладания в ней рассуждений, переживаний или принятия решений?
Мысленная молитва называется медитативной, когда в ней преобладают рассуждения, аффективной или призывной мольбой - когда преобладают переживания и молитвой согласия со святой волей Божьей, когда преобладает принятие решений.
101. Что понимается под завершением мысленной молитвы?
Под завершением мысленной молитвы понимаются акты, совершаемые в конце молитвенного предстояния пред Богом.
102. Какие это акты?
103. Что следует делать, если мы не определились с решением?
Его необходимо сразу же принять, в соответствии с уже данными рекомендациями.
104. Что такое духовный букет?
Духовный букет - это благочестивая мысль или фраза из Священного Писания, труда какого-нибудь святого; итоговое воззвание, помогающее вспоминать добрые чувства и решение, принятое во время медитирования.
105. Что такое беседа?
Под беседой понимается связанное с темой и целью медитации прощальное обращение к Богу, Пресвятой Деве Марии или какому-либо святому.
106. Почему мысленная молитва завершается устными молитвами?
В устных молитвах мы представляем Господу, Его Пречистой Матери и другим нашим небесным заступникам решения и плоды этого духовного упражнения.
107. Чего нужно остерегаться после медитации?
После медитации особенно нужно остерегаться нарушения обета молчания и рассеянности.
108. Важно ли проверять, как мы практически творим мысленную молитву?
Да, это важно, если мы хотим совершенствоваться в этом духовном упражнении.
109. Каковы аспекты проводимой проверки?
Проверять нужно все части мысленной молитвы: подготовку, рассуждения, переживания, принятие решений, и особенно, основного решения. Полезно искать главный недостаток нашей медитации и его причины.
110. Нужно ли каждый раз проверять себя по всем вышеупомянутым пунктам?
Hет, нам следует проверять себя то по одному основанию, то по другому; существенным является проведение краткого анализа каждый день и более полного - в определённые дни, например, по воскресеньям, особенно в дни реколлекций.
111. Когда нужно проводить ежедневную проверку мысленной молитвы?
Её нужно проводить сразу же после медитации или в какое-либо иное время дня, предпочтительно во время частичного испытания совести.
112. Что можно посоветовать сделать в случае, когда нам приходится упрекнуть себя в какой-либо небрежности во время медитации?
В таком случае можно посоветовать наложить на себя епитимью и в компенсацию за нашу небрежность провести дополнительную медитацию продолжительностью в несколько минут в свободное время.
113. Какие ещё средства можно применять, чтобы преуспеть в делании мысленной молитвы?
Делать о ней записи и регулярно давать отчёт своему духовнику.
114. Что понимается под смешанной мысленной молитвой?
Под смешанной мысленной молитвой понимается мысленная молитва, которая совершается в сочетании с каким-нибудь другим духовным упражнением, например с устными молитвами, духовным чтением, благословением Святыми Дарами, молением Крестного Пути, а также с участием в учебных занятиях или конференции, в Святой Мессе, при подготовке к причащению и т.д.
115. Назовите какие-нибудь устные молитвы, которые можно легко сочетать с мысленной молитвой.
Это: молитва Господня Отче наш; ангельское приветствие Радуйся, Мария; Апостольский Символ веры; Розарий; выражения веры, упования, любви и раскаяния; молитвы Св. Мессы и т.п.
116. Какие духовные книги могут дать пищу для смешанной мысленной молитвы?
Это Священное Писание, особенно Псалтирь и Евангелие; «О подражании Христу» Фомы Кемпийского, «Духовная брань» Лоренцо Скуполи.*
117. Как же творить смешанную молитву?
а) Совершаются обычные акты непосредственной подготовки.
б) Тема медитации медленно читается или произносится по памяти, полностью или частично, в соответствии с выбранной темой.
в) Последовательно и по отдельности рассматриваются пункт за пунктом или мысль за мыслью.
г) Каждый пункт включает рассуждения, переживания и принятие решений - по методике обычной медитации.
118. Рекомендуется ли этот тип мысленной молитвы?
Да, его горячо рекомендуют св. Франциск Сальский, св. Альфонс Лигуори, св. Филипп Нери и практически все наставники духовной жизни.
119. Когда целесообразно прибегать к этому типу мысленной молитвы?
Тогда, когда при совершении чисто мысленной молитвы мы сталкиваемся с трудностями, справиться с которыми нам не удаётся.
120. Какая опасность подстерегает нас при совершении смешанной мысленной молитвы?
Это опасность превращения медитации в продолжительное чтение или в пустое повторение текста наизусть.
121. Как сочетается с мысленной молитвой участие в благословении Святыми Дарами?
Это может происходить, если в качестве темы используются литургические песнопения и молитвы, посвящённые Святым Дарам, глава из книги четвёртой «О подражании Христу» или из «Посещения Святых Даров» св. Альфонса Лигуори. Однако начать мы должны с углубления в состояние присутствия Божия на алтаре в Пресвятом Таинстве.
122. Как можно медитировать на стояниях Крестного Пути?
Это можно делать очень просто, размышляя о страданиях нашего Спасителя и сопереживая им, поскольку молитвы стояний Крестного Пути по сути являются медитацией на тему Страстей Господних.
123. Как можно учиться посредством медитации?
а) Выражая веру в преподаваемое Слово Божие.
б) Применяя его к себе.
в) Пробуждая в себе подобающие переживания.
г) Формируя соответствующие решения.
124. Как можно медитативно участвовать в Святой Мессе?
Во-первых, умом и сердцем пребывая в единении с Иисусом Христом, Священником и Жертвой;
во-вторых, размышляя о четырёх целях, ради которых приносится Жертва, о святом присутствии Божием, о происходящих во время Мессы действах и о Страстях Господа нашего Иисуса Христа, о которых напоминают эти действа или на тему какой-либо молитвы из Мессы.
125. Как мысленная молитва может сочетаться с подготовкой ко Святому Причащению?
а) Посредством размышлений над следующими вопросами: Кто приходит ко мне? Какова цель Его прихода? Кто я такой,что осмеливаюсь принимать Его?
б) Пробуждая переживания, естественно проистекающие из вышеупомянутых размышлений. Это выражения веры, восхищения, смирения, раскаяния, упования, желания, любви и т.д.
126. Чего никогда нельзя упускать при совершении смешанной мысленной молитвы?
Никогда нельзя пропускать основных актов подготовки и заключения.
§ 1. Рассеянность
127. С какими трудностями часто сталкиваются при совершении мысленной молитвы?
С рассеянностью, сухостью и заблуждениями.
128. Что такое рассеянность?
Рассеянность - это отвлечение души от предмета, на который должно быть обращено её внимание.
129. Сколько существует типов отвлечений?
Существуют отвлечения двух типов: вольные и невольные.
130. Какие отвлечения являются вольными?
Отвлечения являются вольными тогда, когда мы не стремимся отгонять их, как только замечаем (прямые) и когда они обусловлены определёнными причинами, от которых мы не стремимся избавиться (косвенные).
131. Каковы главные причины рассеянности?
Главными причинами рассеяности являются:
а) сатана;
б) отсутствие подготовки к медитации, особенно подготовки обычной;
в) естественное непостоянство ума;
г) многочисленность наших занятий.
132. Можно ли устранить эти причины?
Нет, полностью устранить их нельзя, но с ними необходимо бороться и стремиться уменьшить их печальные последствия.
133. Существуют ли отвлечения, которых невозможно избежать?
Да, существуют неизбежные отвлечения, поэтому не следует им удивляться, а тем более впадать из-за них в смятение или возбуждение; достаточно мыслью вернуться к молитве сразу же, как только осознаём, что отвлеклись.
134. Почему сатана старается отвлечь нас во время мысленной молитвы?
Чтобы лишить нас пользы, которую, как известно и ему, мы извлекаем из этого благочестивого упражнения, а также, если это удастся, заставить нас отказаться от совешения мысленной молитвы.
135. Когда отвлечения являются невольными?
Они являются невольными:
а) когда не мы стали их причиной;
б) когда мы не знаем о них;
в) когда, зная о них, не отвлекаемся по своей воле.
136. Вменяются ли невольные отвлечения в вину?
Они не вменяются в вину и не наносят вреда.
137. Как нам поступать в отношении отвлечений?
С самого начала мы должны настроиться на то, чтобы медитировать хорошо, затем, во время медитации, мы должны изгонять из наших помыслов всякое отвлечение, как только будем его замечать.
138. Какие средства могут быть использованы для того, чтобы отогнать отвлечения?
Мы можем:
а) смириться с блужданиями ума, не впадая при этом в беспокойство;
б) помыслить о присутствии Бога, Пресвятой Девы Марии и Ангела-Хранителя;
в) смотреть на предмет, с помощью которого можно сосредоточить своё внимание, например, на дарохранительницу, распятие, икону и т.п.;
г) просить помощи Божией в молитвенных воздыханиях и постараться спокойно заняться темой медитации снова, при этом никогда не теряя самообладания.
139. Если бы нам пришлось провести так всё время, отведённое для медитации, не послужило бы ли это поводом для уныния?
Ни в коем случае. Медитация, которую св. Франциск Сальский называет "медитацией терпения" является не менее прекрасной.
140. Почему "медитация терпения" является хорошей медитацией и заслуживает награды?
Потому что искреннее желание выполнять всё, что требуется для медитации, само по себе уже является хорошей медитацией и обеспечивает её плоды; кроме того, чем больше усилий мы прилагаем для преодоления трудностей, тем большей будет наша награда.
§ 2. Сухость
141. Что такое сухость?
Сухость - это состояние, при котором обнаруживается, что душа не способна совершить медитацию из-за отсутствия мыслей и чувств.
142. Сколько бывает типов сухости?
Бывает два типа сухости: вольная (или связанная с виной) и невольная.
143. Каковы обычные причины вольной сухости?
Причины вольной сухости следующие:
а) склонность ко греху;
б) обычная рассеянность помыслов;
в) непобеждённость страстей, таких как гордость, эгоизм, вожделение и высокомудрие.
144. Как нужно бороться с вольной сухостью?
Мы долны бороться с ней, противостоя её непосредственным причинам.
145. Что нужно делать, если мы страдаем от невольной сухости?
Не позволяя смятению или унынию овладевать нами, мы должны просто помнить о присутствии Божием и стараться совершать акты веры, смирения, доверия и любви, особенно смиренно взывать к Богу, что, как известно, возможно всегда.
146. Может ли сухость, особенно продолжительная, помешать нам провести отличную медитацию?
Вовсе нет, величайшие святые прошли через это болезненное испытание.
147. Какие истины нам следует помнить, когда мы пребываем в состоянии сухости?
Нам следут помнить, что:
во-первых, добродетель состоит не в чувственных переживаниях, а в мужественном служении Богу;
во-вторых, сухостью Бог более испытывает тех, кого Он любит;
в-третьих, сухость - источник больших духовных приобретений.
148. Значит ли это, что нам не стоит отчаиваться?
Да, не стоит, ибо отчаяние было бы постыдным по отношению к Богу и вредным для нашей души.
§ 3. Заблуждения
149. Что такое заблуждения?
Заблуждения - это ошибочные идеи, которые сатана пытается посеять в нашем уме, чтобы в итоге заставить нас отойти от медитации.
150. Приведите примеры каких-нибудь заблуждений.
а) Полагать, что мысленная молитва слишком трудна и что мы никогда не добьёмся успеха в достойном её совершении.
б) Полагать, что заниматься мысленной молитвой бесполезно по той причине, что какого-либо совершенствования в добродетели не наблюдается.
в) Судить о качестве нашей медитации по утешении или добрым чувствам, которые мы испытываем.
151. В чём ложность первого заблуждения?
Мысленная молитва, как мы уже показали и доказали, возможна всегда и особенно легко даётся тем, кто движим доброй волей.
152. В чём ложность второго заблуждения?
Медитации, совершаемой по доброй воле, непременно будет сопутствовать совершенствование в добродетели, хотя прогресс может ощущаться и не сразу.
153. Чтобы показать ложность третьего заблуждения, назовите критерии качества медитации.
О качестве нашей медитации следует судить, прежде всего, по твёрдой настроенности воли изменить нашу жизнь: быть менее эгоистичными, более милосердными, быть покорными святой воле Божией, более послушными, целомудренными и смиренными.
154. Какую пользу можно извлечь из трудностей, с которыми сопряжена медитация?
Трудности в медитации помогают сохранять смирение, обеспечивают постоянное продвижение в добродетели, предостерегают от недобросовестности и заблуждений, а также преумножают наши заслуги.
Ниже предлагаются некоторые молитвы с тем, чтобы начинающий смог подготовиться к мысленной молитве, а также совершить благодарение и принять решение после неё. Когда человек освоит практику мысленной молитвы, то ему можно будет заменять предложенные молитвы своими, идущими спонтанно из сердца, но общий порядок, включающий подготовку, основную часть и заключение, должен соблюдаться всегда.
Призывание Святого Духа
Приди, Святой Дух, призри на мою скудость, дабы я, просвещённый, движимый и направляемый Тобою, творил молитву достойно. Приди, просвети мой ум, зажги моё сердце и обрати мою волю, дабы моя молитва послужила ещё большему возрастанию Твоей славы и моему духовному росту.
Призывание Пресвятой Девы Марии
О, Мария, моя добрая и любящая Матерь, Ты непрестанно размышляла о словах Иисуса , слагая их в своём сердце, Твоя жизнь была непрестанной молитвой, помоги и мне ныне выполнить это духовное упражнение, руководствуясь желаниями Твоими и Твоего Божественного Сына.
Призывание Ангела-Хранителя
Ангел-Хранитель мой, непрестанно созерцающий лик Божий и неизменно предстоящий Его святому Присутствию, вера учит меня, что ты дан мне, чтобы быть моим светом, проводником и помощником, помоги мне и ныне в беседе с моим Богом.
Выражение свидетельства веры в присутствие Божие
Боже мой, твёрдо верую, что Ты присутствуешь здесь. Всё моё существо проникнуто Тобою. Я предстою Тебе так, словно я - один в этом мире. Ты видишь меня, слышишь меня, Тебе открыты самые сокровенные мои помыслы.
Если медитация проводится перед Святыми Дарами, следует совершать следующий акт:
Боже мой, верую, что Ты реально присутствуешь в Святых Дарах и смотришь на меня из Своего кивота с такой же любовью, с какой ты глядел на Своих учеников и на грешников во дни своей земной жизни.
Выражение поклонения
Простираясь ниц перед Твоим бесконечным величием, поклоняюсь Тебе, Боже мой, моему Творцу и Владыке, Господу всего сущего. С радостью признаю Твоё владычество надо мной и над всякой тварью. Да будет Тебе, Царю Небесному, слава и честь, любовь и покорность повсеместно и во все дни! На этой встрече я соединяюсь в своём поклонении и благоговении с поклонением, воздаваемым Тебе Господом нашими Иисусом Христом, Пресвятой Девой Марией, всеми силами небесными, душами, томящимися в чистилище, всеми верными на земле и особенно теми, кто здесь присутствует.
Если медитируют перед Святыми Дарами, то нужно добавлять:
Поклоняюсь Тебе, Иисус, пребывающий в Святых Дарах. Исповедую Тебя моим Спасителем и Владыкой Господом. Вместе с ангелами и святыми, предстоящими Твоему престолу милосердия, восклицаю: «Слава и поклонение Иисусу в Пресвятом Таинстве вовеки!»
Выражение смирения
Кто я, Господи, дерзающий предстоять пред Тобою? Ты - всё, а я - немощь и ничто. Ничего нет у меня, кроме моих прегрешений. Без тебя я неспособен даже помыслить доброе.
Выражение раскаяния
О, Иисус, мой Спаситель, умерший на кресте во искупление моих грехов, с душевной горечью сожалею о своих прегрешениях. Помилуй меня, прости мою неблагодарность, благоволи ниспослать милость моей душе ради Твоих Святых Страстей, помоги на этой медитации утвердиться в решении никогда более не впадать во грех, чтобы быть помилованным в день суда.
Выражение благодарности
Благодарю Тебя, Боже мой, за все милости и благодеяния, ниспосланные мне Тобою до сего дня. Особенно благодарю Тебя за моё призвание и за одну эту милость, которую Ты даруешь мне сейчас, нисходя до этой райской встречи со мной
Выражение упования
Боже мой, Ты велел называть Тебя сладким именем Отца. Посему я прибегаю к Тебе, Отче, с самым детским доверием и прошу Тебя дать мне возможность во время этой медитации поговорить с Тобой обо всём необходимом достойно. Удержи моё внимание, просвети мои помыслы, направь и укрепи мою волю, дабы я не потерял ни одного из тех плодов, которые Ты восхотел подарить мне во время этого духовного упражнения.
Выражение единения с Господом
Мой Спаситель, я жажду совершить это духовное упражнение с теми же намерениями и в том же душевном расположении, какие были у Тебя, когда Ты молился Небесному Отцу во дни Своей земной жизни и какие есть у Тебя, пребыващего в дарохранительницах. Ты - духовная Глава, а я - член Твоего Мистического Тела. Молю Тебя, сам молись во мне, несмотря на моё недостоинство. Испроси у Небесного Отца через меня и для меня то, что ныне более всего необходимо и полезно для моей души. Аминь.
Здесь каждый должен совершить рассуждения (см. вопросы 67-75), переживания (см. вопросы 76-86) и принятие решения (см. вопросы 89-96).
Выражение благодарности
Боже мой, благодарю Тебя за общение, которым Ты почтил меня. Благодарю за все минуты вдохновения и добрые чувства, ниспосланные мне, а также за все решения, принятые благодаря Тебе.
Выражение сожаления
Боже мой, прошу Тебя простить всё то небрежение, которое я проявил по отношению к Тебе во время этого духовного упражнения. Сокрушаюсь о нём до глубины души. Помилуй меня, Боже мой, и не допусти, чтобы из-за моей беспечности я лишился милостей, уготованных мне по Твоей благости.
Возобновление решения
Боже мой, с большей, чем когда-либо твёрдостью, возобновляю своё решение (…) и, дабы остаться верным ему, приму следующие меры (…).
Духовный букет
Для моего духовного букета я выбираю такие слова (…). Я буду часто повторять их в течении дня, особенно в случае (…).
Беседа
Боже мой, благослови ещё раз это решение, прежде, чем я закончу размышление, дабы мне всегда оставаться ему верным. Пресвятая Богородица, моя добрая и любящая Матерь, в Твои руки предаю плоды этой медитации, а также все прочие духовные блага. Сохрани и приумножь их, дабы чадо Твоё стало менее недостойным Тебя. Святой(ая) (имя), испроси мне благодать верности принятому решению. Ангел-Хранитель, отжени от меня всякое рассеяние, могущее погубить плоды медитации.
Устная молитва
Здесь каждому следует завершить мысленную молитву устными молитвами по собственному усмотрению, преподнося затем Богу, Деве Марии и своим небесным покровителям решения и плоды этого духовного делания.
Достаточно беглого взгляда, чтобы понять, что предлагаемые воззвания и фразы могут быть использованы и в качестве тем для медитации. Уставший или рассеянный ум найдёт здесь превосходную подборку для духовных упражнений, конечно же, при условии, что потрудится над их изучением.
Ниже приводятся вопросы, предназначенные для ежедневного анализа.
Общая подготовка
Следил ли я вчера за своими чувствами ? - Был ли внутренне собран? - Хранил ли молчание? - Соблюдал ли умеренность? - Избегал ли греха и возможности согрешить? - Возносил ли молитвы? - Осознанно ли совершал духовные упражнения?
Ближняя подготовка
Выбрал ли я тему для медитации? - Вспоминал ли о ней, отходя ко сну или при пробуждении? - Был ли внимателен во время прочтения темы?
Непосредственная подготовка
Совершил ли я, и как совершил, акты непосредственной подготовки? - акт свидетельства веры? - акт поклонения? - акт смирения? - акт прошения? - Проникнулся ли мыслью о Божественном присутствии?
Рассуждения
Относился ли я к ним серьёзно? - Проводил ли их в свете веры? - Применял ли их к себе?
Переживания
Много ли было у меня переживаний и были ли они сильными?
Принятие решений
Исполнил ли я решение, принятое во время прошлой медитации?
Заключение
Совершил ли я и как совершил акт благодарения? - акт раскаяния? - Избрал ли духовный букет? - Уделил ли время словам прощания?
Различные трудности.
Не впал ли я в уныние из-за блужданий моего ума и окаменелости сердца , вместо того, чтобы смириться, вооружиться терпением, с уверенностью обратиься к Богу и Пресвятой Деве Марии и стараться продолжать медитацию, если необходимо, с помощью книги? - Не были ли причиной моих отвлечений во время медитации рассеянность и нарушение молчания? - Возникало ли у меня состояние сухости? - Не было ли оно вызвано сознательно совершёнными простительными грехами? - естественными или непотребными влечениями? - неумерщвлением плоти и несоблюдением Правила? - После того, как я выяснил достойные осуждения причины ошибок во время медитации, наложил лия на себя епитимью? - Если меня клонило ко сну, принял ли я меры для преодоления сонливости?
Составил ли я отчёт о последней медитации?